8 (3852) 282-200 Единая справочная
8 (3852) 995-055 Автоматический прием показаний

«Свободный курс», 30 января

30.01.2013

trong>Экономический кнут

Резко выросла квартплата? Ответ один: срочно ставьте счетчики

Если в январе ваш счет за коммунальные услуги резко увеличился, значит, в доме нет коллективного счетчика. По расчетам управления края по госрегулированию цен и тарифов, плата за холодную воду в некоторых домах может увеличиться на 30-50%, за горячую - на 100%.

Причины роста - введение в крае с 1 января нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН) и новых нормативов на индивидуальное потребление. Независимо от того, течет у вас в подвале кран, есть ли в подъезде батарея - если коллективного счетчика нет, платить за ОДН придется. В управлении по тарифам это называют экономическим кнутом, который должен всех заставить исполнять Закон Об энергосбережении - ставить приборы учета.

Читатели уже задали нам много вопросов на эту тему. Сегодня на них отвечают исполнительный директор Барнаульского Водоканала Николай Несветайлов и директор по сбыту Татьяна Власова. Нормативы и тарифы

- В квитанциях на оплату услуг ЖКХ появилась строчка Общедомовые нужды. Это требование новых правил предоставления коммунальных услуг. Правда ли, что оплата общих нужд была предусмотрена и раньше?

- Конечно. Просто до вступления в силу нового постановления не было отдельной строчки. Тот, кто рассчитывался по общедомовым приборам учета, и раньше платил как за то, что фактически потребил внутри квартиры, так и за потребление на общедомовые нужды.

В домах без коллективных приборов учета жильцы должны были платить по нормативам. И в постановлении администрации Барнаула, установившем предыдущие нормативы, содержалось пояснение, что общедомовые нужды входят в состав утвержденного норматива.

- Раз из старых нормативов выделили Общедомовые нужды, значит, норматив для индивидуального потребления уменьшился?

? Нормативы немного действительно уменьшились, но не по всем степеням благоустройства. Дело в том, что все нормативы были пересчитаны по новой методике, при этом был изменен перечень степеней благоустройства жилых зданий, тогда как ранее нормативы были утверждены для каждого муниципального образования, а с января утверждены для всего Алтайского края.

- Разве потери на сетях дома не заложены в тарифы?

- Нет, не заложены. В состав тарифов регулирующий орган включает только нормативные потери на сетях за пределами дома, которые эксплуатирует Водоканал, и то не в полном объеме.

Добавим, что внутридомовые сети иногда находятся в очень плохом состоянии, там теряется много воды, поэтому есть смысл установить коллективный счетчик, выявить проблему и начать ее устранять. Кроме того, некоторые собственники сознательно искажают показания своего индивидуального счетчика: скажем, тратят 20 кубометров, а пишут 10. Есть случаи злоупотребления счетчиками. Если в доме нет коллективного прибора учета, у управляющей компании и председателей ТСЖ нет никакого стимула выявлять таких манипуляторов.

Люди и метры

- Разница между показаниями коллективного счетчика и суммой показаний отдельных квартир в доме может быть связана с тем, что у кого-то в квартире живут пять человек, а зарегистрирован один. Счетчика нет, люди льют воду не считая...

- Наладить учет временно проживающих жильцов - задача управляющей компании и ТСЖ. Они также должны понуждать жильцов установить индивидуальные приборы учета, чтобы все жильцы находились в одинаковых условиях. Только при стойком нежелании управляющей компании заниматься установкой этот процесс двигается медленно. Мы четко видим: там, где не установлен прибор учета, собираемость платежей очень низкая.

- Вправе ли инспектор организации коммунального комплекса проверить, правильно ли сообщают показания индивидуальных счетчиков жильцы?

- Только в домах, которые выбрали непосредственное управление, и в частном секторе. Правилами установлена процедура такой проверки: мы обязаны выслать уведомление о том, что придем снять контрольные показания, и после согласования с собственником приходим и снимаем. В остальных случаях это обязанность управляющей компании или ТСЖ.

- Если у меня в квартире есть счетчик, а на доме нет, как я буду оплачивать коммунальные услуги?

- Как было раньше? Если в доме не установлен коллективный счетчик, все его жильцы обязаны были платить только по нормативам. Но фактически жильцы таких домов платили по-разному: одни по индивидуальным счетчикам, другие, у кого их нет, по нормативам. В Барнаульском Водоканале сравнили размеры платежей в таких домах до и после установки коллективного прибора учета. Наш анализ показал: до установки общедомового прибора учета эти дома не оплачивали порядка 7-15% потребления.

Теперь ситуация изменилась. Если в квартире счетчик установлен, а в доме нет, то к показаниям индивидуального счетчика жильцу будет прибавляться норматив на общедомовые нужды. Это будет серьезная прибавка. По предварительным подсчетам, в неоприборенных домах увеличение платы за воду может составить 30 и более процентов. Нужно ставить счетчик - он окупится в течение нескольких месяцев.

- Распределение общедомового потребления будет происходить пропорционально площади квартиры. Чем больше квартира, тем больше довесок за потребление в местах общего пользования. В чем логика - ведь потребляют не квадратные метры, а люди?

- Это общая практика не только в России, но и в других странах. Те, кто имеет большую долю в общей собственности дома, должны нести большее бремя на содержание общего имущества.

Обязанность и возможность

- Есть дома, в которых нет технической возможности установить коллективный счетчик. Но и на эти дома тоже распространяются нормативы на общедомовые нужды. Сколько в Барнауле таких домов?

- Совместно с управляющими компаниями мы провели обследование абсолютно всех неоприборенных домов, водоснабжением которых занимается Барнаульский Водоканал. По нашим сведениям, чуть больше 900 домов в нашей зоне действия не имеют технической возможности установить приборы учета. Как правило, это небольшие дома, и для их жильцов увеличение платы за воду будет особенно существенным: 30-50%, а в ряде случаев и больше. Ведь площадь мест общего пользования, приходящаяся на отдельную квартиру, там будет больше, чем в четырех-девятиэтажных домах.

- Могут ли что-то сделать жильцы таких домов, чтобы уменьшить оплату?

- Отсутствие в доме технической возможности снимает с жильцов обязанность установки прибора учета, но не исключает возможности. Для этого жильцы должны принять решение затратить дополнительные средства и провести реконструкцию. В небольших домах затраты мы оцениваем в 35 тыс. рублей, считая строительство колодца (где будет находиться узел учета) и покупку прибора учета. Затраты окупятся примерно за два года. А в тех домах, где не нужен колодец, затраты будут еще меньше.

Факт Норматив - средний объем воды, тепла, электричества и газа, который потребляет абонент (или кв. метр) без счетчика за месяц. Тариф - стоимость единицы ресурса: гигакалории или кубометра.

Только факты

Кто за что отвечает?

Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обязаны были обеспечить установку в своих домах и квартирах счетчиков холодной и горячей воды, электроэнергии. До 1 июля 2013 года счетчики будут устанавливаться в том числе силами ресурсоснабжающих организаций. Оплачивать стоимость счетчиков и работ должны собственники, в том числе в принудительном порядке. Закон предусматривает возможность рассрочки платежа за счетчики и их установку до пяти лет с оплатой процентов.

Николай Несветайлов, гендиректор Барнаульского Водоканала:

- В зоне действия Водоканала 442 дома имеют техническую возможность установки приборов учета, но не сделали этого. Если в течение двух месяцев к нам не поступят уведомления от них об установке счетчиков, мы выберем подрядчиков, определим, какие приборы и по какой цене будем приобретать, рассчитаем суммы, которые жильцы должны будут оплатить за установку, и подрядчики займутся установкой.

Татьяна Власова, директор по сбыту Барнаульского Водоканала

- Наше право и обязанность - контролировать показания и правильность работы коллективных приборов учета. А вот следить за сроками поверки прибора учета должен абонент - управляющая компания, ТСЖ. Если вовремя не провести поверку, показания считаются недействительными. В таком случае начисление производится по среднему потреблению в течение трех месяцев, а в дальнейшем по нормативу.